Право постоянного (бессрочного) пользования

Прокуратура Чердаклинского района Ульяновской области разъясняет, что граждане вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилого строительства.

Ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки могут зарегистрировать также граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) в порядке наследования или по иным основаниям.

Исключением являются случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте.

Так, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

С 30.10.2001 земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование гражданам не предоставляются.

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок понадобятся следующие документы:

1) акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленных законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (если участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), выданная органом местного самоуправления;

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок.

При государственной регистрации права собственности на земельный участок в случае, если к гражданину перешло право собственности на расположенное на участке здание (строение, сооружение), вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право на земельный участок, могут быть представлены:

1) один из документов, предусмотренных выше и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения, сооружения) на этот земельный участок;

2) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (строение, сооружение).

Второй документ из данного перечня не потребуется, если право собственности гражданина на указанное здание (строение, сооружение) зарегистрировано в ЕГРН.

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок обратитесь в Росреестр с заявлением и необходимыми документами. Их можно подать:

– непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;

– почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

– в форме электронных документов через Интернет, например, через официальный сайт Росреестра.

При представлении заявления лично физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность, а его представитель – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия. В случае представления документов посредством почтового отправления подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, доверенность на представителя нотариально удостоверена, а также приложены копии документов, удостоверяющих личность.

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представлять документ о ее уплате вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.

Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок в данном случае составляет 350 руб. В случае обращения с заявлением и уплаты госпошлины через Единый портал госуслуг госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 24 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления), необходимый для подтверждения факта уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно и через МФЦ.

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок составляет не более семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявления и документов через МФЦ – девяти рабочих дней. Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена в электронной форме.

С момента государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования им прекращается.

Помощник прокурора

Чердаклинского района

Е.В. Бутовичева

image_pdfСкачатьimage_printРаспечатать